Волостнов Виктор Владимирович работал инженером отдела внедрения СКБ ВТ (конец 70-х, начало 80-х годов), затем много лет трудился на Псковском заводе радиодеталей в цехе №7, занимаясь на ПЗР внедрением и сопровождением различных станков с ЧПУ, а также другого оборудования с автоматизированным управлением. После ухода с завода в 90-е годы Волостнов В.В. работал в должности начальника группы КИПиА псковской крекерной фабрики в районе Любятово (официальное название предприятия: ОАО «Юнайтед Бейкерс — Псков»).

Период работы в отделе внедрения для Виктора Волостнова был началом его трудовой биографии, как и для многих молодых специалистов в СКБ ВТ. Об этом вспоминает его коллега Колон Сергей Владимирович

«… У начальника отдела внедрения Татьяны Александровны Большаковой не возникло сомнений в том, где будет работать этот видный, симпатичный юноша, что называется, «косая сажень в плечах»… Звали молодого человека Виктор Волостнов. И за его плечами уже была морская служба на Северном Флоте, поселок Гремиха. Посвященные сразу поймут — подводник. Тут уж, как говориться, сам бог велел, тот что зовется Нептун, грозный повелитель морских глубин

В канун 40-летнего юбилея СКБ ВТ уместно вспомнить, как называлась самая первая тематика работ только что созданной в 1974 году организации на Псковском заводе радиодеталей: именно «Нептун». Сейчас у нас все знают, что такое «Узел», и почему связанные с «Узлом» работы так именовались.

Трудовая биография почти всех узловцев в СКБ ВТ начиналась одинаково. Первые несколько месяцев после поступления в отдел внедрения приходилось быть, что называется, на подхвате, то есть в ожидании соответствующего допуска к режимной работе. А дальше каждый проходил «огонь, воду и трубы…». Задача коллектива «узловцев» отдела внедрения, в котором предстояло работать Вите Волостнову, состояла в том, чтобы вдохнуть жизнь в продукцию, рожденную в 20-м цехе ПЗР. Сначала на стенде в городе Петровске, а потом в процессе пуско-наладочных работ на корабле, швартовных испытаниях, ходовых испытаниях в море, когда проводились ГОС-ы со стрельбой практическими торпедами. В общем, всё в этой работе было «по-взрослому, по-настоящему». То есть, дальше вся жизнь «узловцев» проходила в нескончаемых командировках на «Заказы», как называются у представителей промышленности, в частности, подводные лодки, для которых делался «Узел».

Первая работа, в которой Виктору пришлось принять участие — это создание комплексного стенда «Узла» в 20-м цехе. Именно здесь, на заводском стенде, закладывается «характер» будущей системы, её «поведение» в работе по прямому назначению. Какой уйдет система со стенда родного предприятия (полностью отлаженной или с какими-то нюансами), так она и дальше себя будет вести на всех этапах жизненного цикла. Дальше практическое освоение системы продолжилось у Вити с первой поездки в город Горький на завод «Красное Сормово». Самый первый этап работ — «шеф монтаж», т.е. сборка изделия на корабле со слесарями 21-го цеха ПЗР. «Раз, два — взяли!» — система хоть и в микроэлектронном исполнении, но каждая секция весит под 100 кг. Секции надо затащить через съемный лист прочного корпуса лодки, установить в помещении гиропоста и собрать приборы нашего родного ЦВК, проверить герметичность системы охлаждения, затем загрузить через люк все блоки. Как заметил песенный классик: «…И шуточку «даешь стране угля!» мы чувствуем на собственных ладонях …». Следующий этап — это пуско-наладочные работы, стыковка со смежными системами лодки. Вот тогда-то и закладывались наши взаимоотношения с другими предприятиями, с той же самой питерской «Авророй», данные на приборы которой выдавал «Узел». Так что, можно сказать, вклад Виктора в современную тематику работ СКБ ВТ тоже можно проследить.

Чувство ответственности — это черта характера, о которой вообще-то не говорилось в коллективе отдела внедрения СКБ ВТ, поскольку по-другому просто не может быть, т.к. любое неверное действие может иметь непредсказуемые последствия. Именно таким характером и обладал Виктор. Опыт работы, полученный в ОВ, позволил ему принимать решения в его дальнейшей трудовой биографии, что бывало не всегда просто. В длительных командировках коллектив «узловцев», сплоченный проблемами в работе и бытовыми неурядицами, что называется, жил одной семьей. В этой атмосфере и родилась новая ячейка общества в нашем отделе. Приглянулась Виктору монтажница Аля Монахова. А что — девушка под стать! Дружно, всем отделом и сыграли их свадьбу. И стали в семье Волостновых командировки «семейным подрядом». Горький, Севастополь, Полярный — географические названия, привычные «узловцам». Но вот родилась дочь Иришка, длительные командировки стали проблематичны, хотя Витя еще ездил некоторое время решать проблемы, периодически возникающие с «Узлом».

Насколько я помню, последняя командировка Виктора на «заказ» была во Владивосток. Ну, впрямь, как в песне: «… и на Тихом океане свой закончили поход». Но наши отношения с ним поддерживались и после того, как Витя перешел работать в 7-й цех, а затем с началом развала завода, на крекерную фабрику, где был начальником группы КИПиА и вместе с коллегами решал множество сложных проблем автоматизации контроля и управления оборудованием, производящего на фабрике продукты питания. К тому времени у него был солидный багаж знаний и опыт работы на автоматизированном производстве. По отзывам коллег, Виктор пользовался непререкаемым авторитетом везде, где приходилось ему работать. В этом, конечно, заслуга его личных природных качеств, но, наверное, также и нашего коллектива, в котором он начинал свою трудовую деятельность, сформировался, как специалист и личность. Светлая память тебе, дорогой Витя!»

С. Колон, 15 января 2014 года

Волостнов В.В. родился 6 июня 1958 года в деревне Требёха Порховского района Псковской области. Закончил морской военный техникум в городе Северо-Двинск, служил в подводном флоте. Получил незаконченное высшее образование в Псковском политехническом институте.